Виртуальное в реальности. Что такое киберспорт и есть ли он в Перми?

Изучаем прошлое и настоящее киберспорта в Пермском крае. Узнаем, как простое увлечение может помочь подрастающему поколению. Отвечаем на вопрос: «можно ли сделать игры на компьютере не только приятным хобби, но и стабильным источником дохода»?

В июне 2016 года Министерство спорта Российской Федерации выпустило приказ, согласно которому компьютерный спорт, или киберспорт, вновь официально включается во всероссийский реестр видов спорта.

Первое признание киберспорта произошло в 25 июля 2001 года, тогда Россия стала первой страной в мире наделившей компьютерный спорт таким статусом. Спустя пять лет, в июле 2006 года, киберспорт был исключен из Всероссийского реестра видов спорта в связи с несоответствиями критериям регионального развития.

Согласно новому документу, компьютерный спорт определили в первый раздел Всероссийского реестра видов спорта. В него входят те виды спорта, которые не являются национальными или «развиваемыми на общероссийском уровне», то есть неолимпийские.

Несмотря на это, официальное признание все таки дало новые возможности, например:

  • проводить официальные соревнования
  • присваивать спортивные разряды на основании спортивного рейтинга
  • разрабатывать образовательные программы по подготовке судейского и тренерского составов

В качестве основных соревновательных дисциплин утвердили пять категорий:

  • трёхмерные шутеры (3D shooter), симуляция ведения боя между группами (командами) игроков, к этой категории относится известная многим игра Counter-Strike;
  • тактико-стратегическая игра — в игре происходят сражения между армиями игровых единиц при одновременном развитии сторон, например StarCraft;
  • командные ролевые игры с элементами тактико-стратегической игры, это: Dota 2, League of Legends, Heroes of the Storm;
  • технические симуляторы — автомобильные и авиационные, например Need For Speed, Forza Motosport, Race, Colin Mcrae Dirt 3;
  • симуляторы спортивных игр (футбол, хоккей, баскетбол) — это FIFA 2017, NBA 2K, NHL 2017.

На фоне официального признания киберспорта по всей России стали организовываться региональные отделение Федерации компьютерного спорта и свои команды в вузах и школах.

Проблемы пермского киберспорта.

Павел Федотов, руководитель регионального отделения Федерации компьютерного спорта России:

— Раньше Пермь была очень прогрессивным регионом в киберспорте. В нашем городе прошло большое и знаковое событие — международный турнир по компьютерному спорту «Пермский Период — 2006». Среди участников были спортсмены из разных уголков России, стран Европы и СНГ. Призовой фонд соревнования составлял миллион рублей. Однако после исключения киберспорта из реестра, вся активность в регионе сошла на нет.

Павел и его единомышленники пытаются вновь развить направление киберспорта в Пермском крае с 2014 года. Группа энтузиастов организовала «Пермскую киберспортивную лигу» и ежегодные соревнования между вузами. В этом году ребята получили право действовать от имении Федерации компьютерного спорта и сейчас проходят аккредитацию как региональное отделение в Министерстве физической культуры, спорта и туризма Пермского края.

Первая, над которой сейчас активно работает региональная Федерация компьютерного спорта — отсутствие современной площадки для проведения киберспортивных мероприятий в Перми. По требованиям федерации для участия в крупных турнирах и всероссийских соревнованиях нужна площадка оборудованная современными компьютерами, проектором и сидячей зоной для зрителей.
Игроки и организаторы мероприятий по компьютерному спорту, выделяют три фундаментальные проблемы.

Вячеслав Посох, бывший тренер киберспортивной команды Тeam Just. MSI Alpha по League of Legends:

— В Перми не хватает современной площадки для проведения мероприятий и достойного медийного освещения. Большинство людей в Перми и не подозревает что такое киберспорт в современном мире. У города есть блестящая киберспортивная история — «Пермский период», и есть человек, который занимается этой сферой уже больше трех лет, пытаясь вывести ее на достойный уровень.

Вторая — отток игроков. Эта проблема вытекает из первой. Из-за отсутствия достойных арен для проведения встреч, тренеровок и соревнований, многие играют в виртуальных турнирах или в коммандах из другого города или страны.

Андрей Гарипов, организатор киберспортивных турниров:
Например Акбар Бутаев (SoNNeikO), бывший игрок одной из самых известных в мире команд Na' Vi, теперь участник команды Vega Squadron, в свободное от соревнований и тренировок время, живет и учится в Перми. В свои 19 лет он уже стал профессионалом на киберспортивной арене, заработал популярность и признание в сообществе компьютерного спорта.

— В Перми встречаются реально крутые ребята. Если углубляться в прошлое, то у нас был игрок мирового уровня в WarCraft 3 в 2008–2010 годах. Он занимал 1–3 места по России и входил в пятерку лучших игроков мира. Так же был неплохой игрок в FIFA, уровня ТОП-3 России этих же лет.

Третья — малая спонсорская помощь, отсутствие интереса к киберспорту среди представителей власти, крупных компаний и предпринимателей. Эту проблему можно смело назвать основной преградой. Как и команды по футболу, баскетболу или хоккею, команды по киберспорту не могут существовать без финансирования. Без спонсорской помощи или инвесторов невозможно создание достойных площадок для тренировок, участие в соревнованиях и мотивация игроков.

«В других регионах предприниматели уже давно обратили внимание на тренд развития киберспорта. В Казани, Екатеринбурге, Новосибирске последние годы активно открываются современные площадки. Пермские же предприниматели пока не обратили внимание на перспективную нишу. У нас в регионе очень много игроков с хорошим потенциалом, и самое главное сейчас организовать для них соревновательные возможности. Регулярные, системные турниры с большим количеством команд. На финалах студенческого первенства у нас было до 500 зрителей за игровой день. Это значит, что зрительская аудитория готова к крупным мероприятиям», — говорит Павел Федотов.

Кстати, относительно недавно, 14 июля 2016 года, в Перми проходило крупное игровое событие — турнир по World of Tanks. Чтобы посмотреть на «битвы танкистов» в СК. им. Сухарева собралось 2,5 тысячи человек.

 

Компьютерный спорт и здоровье

Среди большинства людей бытует мнение что компьютерные игры и киберспорт ничего хорошего не может дать, ведь это «просто игрушки». Многие родители на форумах и среди знакомых задаются вопросом как оторвать ребенка от компьютера если даже запреты не помогают.

«В такой ситуации нужно просто помочь ребенку: составить график тренировок, начать анализировать результаты игр, найти команду. Может быть перед нами будущий чемпион крупного мирового киберспортивного события. Всем этим мы займемся как решим насущные проблемы, как не крути, а без катка хоккеиста не подготовить», — заявляют в Федерации компьютерного спорта Пермского края.

В Российском государственном университете физической культуры проходят различные исследования влияния занятий киберспортом на человека. Есть данные подтверждающие что у киберспортсмена в среднем выше скорость реакции, лучше развита многозадачность и стратегическое мышление. Исследования также показывают, что как и в других видах спорта здесь присутствет свои «побочные эффекты». Длительное нахождение за компьютером может привести к заболеваниям опорно-двигательного аппарата и органов зрения. Поэтому исследователи отмечают, что в процесс подготовки киберспортсмена необходимо включить общую физическую подготовку.

 

В Лондонском университете королевы Марии, 72 волонтёра протестировали после шести — восьми недель активной игры. Одна группа регулярно играла в StarCraft, другая — в The Sims. Результаты психологического тестирования показали, что StarCraft-игроки отличаются значительно большей гибкостью ума и скоростью реакции.

Еще одно любопытное исследование было проведено итальянскими учёными из университета Падуи. Они попытались выяснить, может ли игровая деятельность помочь детям болеющим дислексией. Группа детей в возрасте от 7 до 13 лет регулярно играла в Rayman Raving Rabbids, и оказалось, что это помогло им справиться с рассеянностью. Дети стали значительно лучше читать и редко допускали ошибки.

Огромный интерес для ученых представляет игра-головоломка Portal 2. Ученые из университета Флориды провели исследование. Испытуемых разделили на две группы, на протяжении восьми часов одни играли в Portal 2, другие в Lumosity (приложение, разработанное для развития когнитивных способностей). Сразу после окончания игровой сессии обе группы были протестированы на оценку мыслительных навыков. Результаты тестов показали, что группа, игравшая в Portal 2, значительно лучше справилась с заданиями.

Кроме этого среди ученых распространено мнение, что компьютерные игры полезны для старшего поколения, поскольку помогают держать мозг в тонусе, и тем самым противостоять ухудшению познавательных способностей. Это подтверждают не только тесты, но и электроэнцефалограммы, на которых исследователи заметили особую активность нейронов префронтальной коры головного мозга, отвечающей за концентрацию внимания, моделирование будущих событий и умение пользоваться прошлым опытом.

Масштабы киберспорта

В последние годы киберспорт становится очень популярным, это сложно отрицать. Сегодня в мире существуют сотни турниров по разным направлениям игр, в которых любая команда может показать себя и получить достойное финансовое вознаграждение за свою победу.

Самое известное в мире игровое событие — The International, чемпионат по игре Dota2 ежегодно собирает миллионы зрителей со всей планеты. По информации сайта trackdota.com, трансляции финала The International 2016 на разных стрим-платформах и в Dota TV одновременно смотрели свыше 5,5 млн человек. Призовой фонд этого события составил 20 млн долларов, эту сумму между собой поделили все 16 команд прошедшие в финал. Победители турнира, команда Wings Gaming (Китай), увезла домой 9,1 млн долларов, а утешительный приз для команд на 13–16 строчках рейтинга составил 103 тыс. долларов. По данным Steam, ежемесячная аудитория игроков в Dota 2 составляет 13 млн человек.

«Скоро киберспорт станет самым популярным видом спорта. Мы постараемся сделать так чтобы результаты пермских игроков, тренеров и киберспортивных менеджеров были известны далеко за пределами нашего региона», — делится планами Павел Федотов.
Еще одно крупное киберспортивное событие чемпионат мира по League of Legends, призовой фонд этого мероприятия в 2016 году составил 5 млн долларов. Однако охват у события значительно больше, в 2014 году трансляцию с финала чемпионата посмотрели 32 млн человек. На данный момент за игрой зафиксировано рекордное количество ежемесячной аудитории, в сентябре 2016 года эта цифра достигла 100 млн человек.

Оставить комментарий